Сегодня мы публикуем новое интервью из цикла «Легенды российского WAP», в рамках которого мы пообщались с владельцем одного из старейших развлекательных мобильных сайтов - WAP.KOTOK.RU.
Мобильная кухня: Привет! WAP.KOTOK.RU - сейчас это один из старейших сайтов Рувапа, расскажите, с чего и как он начинался более 6 лет назад?
KOTOK: Привет! Начиналось всё, когда wap-сайтов в интернете было раз-два и обчёлся. Я с моим другом Андреем работал в одной из сотовых компаний, в абонентском отделе, и, когда абоненты нас просили закачать какой-нибудь контент, приходилось искать его на различных сайтах. Так и родилась идея создать сайты, которые бы содержали различные форматы контента для всех телефонов одновременно.
Мобильная кухня: Расскажите немного о себе: возраст, где живете, есть ли у вас хобби, где вы учитесь или работаете?
KOTOK: Мне 30 лет, я родом из Новосибирска, живу здесь по сей день. Здесь же обитают, SOTA.ORG.RU, C100.NSK.RU, TUMAK.RU и т.д., все мы общаемся или когда-то общались. Из хобби могу выделить баскетбол и оригами, а работаю я на добровольных началах женским тренером в баскетбольном клубе СКА.
Мобильная кухня: Раскройте тайну названия – почему KOTOK, и что это все-таки означает?
KOTOK: Всё банально и просто: в то время, когда регистрировался домен, названий в зоне .RU было уже не так много. Преследовалось две цели - простота и одинаковое написание в русском и английском алфавитах. Потому что неоднократно наблюдал, как при помощи сарафанного радио (а тогда этот вид рекламы играл немаловажную роль) коверкались названия сайтов.
Мобильная кухня: С кем из Рувапа сегодня вы дружите и общаетесь?
KOTOK: В данный момент плотно общаюсь и дружу только с SOTA.ORG.RU, TUMAK.RU, а вообще у меня много с кем хорошие отношения: WAP.SASISA.RU, FONZO.RU, SEVER.RU, WAPIM.RU, PROWAP.RU…
Мобильная кухня: Какая сейчас команда у проекта WAP.KOTOK.RU, сколько человек работает, и чем они занимаются?
KOTOK: В команде всего два человека - мой друг админ Саша и я, духовный воплотитель идеи В данный момент мы занимаемся модернизацией сайта под xhtml, с новым дизайном и функционалом. Все остальные - фрилансеры, которые готовят контент.
Мобильная кухня: Ваш сайт – один из немногих «старичков», стабильно занимает высокие позиции в рейтингах и имеет высокую посещаемость. Каким образом вам удается этого добиваться?
KOTOK: Постоянными обновлениями, простотой, отсутствием «лохотрона» и ссылок на него. К примеру, на сайте нет разделов с премиум-трафиком.
Мобильная кухня: WAP.KOTOK.RU – один из немногих сайтов, сохранивших главную страницу в формате wml в то время, как многие уже запускают отдельные версии для Touch Phone. С чем связана такая консервативность?
KOTOK: Честно сказать, это не консервативность, а моя лень!!! :)) Которая и привела к сдаче позиций, но мы стараемся, как я уже и упоминал, всё исправить.
Мобильная кухня: Насколько, как вам кажется, изменились предпочтения аудитории Рувапа за последние 2-3 года? Действительно ли людей сегодня контент интересует намного меньше, чем несколько лет назад?
KOTOK: Я думаю, что не столько контент стал интересовать людей меньше, сколько его общая доля на рынке стала меньше. Сейчас многие сайты стараются выстроить социальные сети - это грамотно и с точки зрения пользователей, и с точки зрения законодательства.
Мобильная кухня: Каким вы видите будущее проекта WAP.KOTOK.RU? Планируете ли запускать новые сервисы или разделы?
KOTOK: Да, обязательно! В начале 2011 года появится сначала новая версия сайта WAP.KOTOK.RU с дополнительными сервисами, а в дальнейшем будем добавлять новые разделы.
Мобильная кухня: Разделяете ли вы мнение, что поколение энтузиастов, которое занималось WAP в качестве хобби или ради новой идеи, стремительно уходит, а поколение, пришедшее им на смену, ориентировано исключительно на коммерческие показатели порталов, из-за чего часто страдают посетители?
KOTOK: Да конечно, полностью с этим согласен, могу только добавить, что энтузиасты, которые генерируют новые идеи, всегда были и будут в любой сфере.
Мобильная кухня: В некоторых разделах вашего сайта размещена мобильная реклама Бегуна. Как вы оцениваете ее эффективность? Как реагируют пользователи на непривычные ссылки?
KOTOK: Эффективность средняя: может быть, это связано с WAP’ом, глубоко не анализировал. А вот про пользователей могу сказать, что реакция вполне нормальная, тем более что реклама Бегуна никак не пересекается с контентом сайта.
Мобильная кухня: Каковы, по вашему мнению, в целом перспективы мобильной рекламы в Рувапе?
KOTOK: Думаю, что в долгосрочной перспективе большую часть мобильной рекламы заберут Бегун, Google AdSense и т.д.
Мобильная кухня: Как вы считаете, а в какую сторону будет развиваться мобильный интернет в ближайшие 3 года и какое место в новом мобильном интернете займут независимые мобильные порталы? Будет ли в будущем место для независимых сайтов, подобных вашим, или же и в мобильном интернете всех вытеснят монстры подобные Яндекс и Mail.ru
KOTOK: Место для независимых порталов в ближайшие 5-10 лет всегда найдётся. Сложно сказать, какую долю мы будем занимать, но пока создатели вкладывает душу в свои сайты, такие сайты будут существовать!
Мобильная кухня: Как вы могли бы прокомментировать недавнюю криминальную историю с похищением домена WAB.RU?
KOTOK: Сочувствую и понимаю, какой это беспредел, полтора года назад сам такое пережил, только в Лайт-версии.
Скажу похитителям одно: всё возвращается!
Мобильная кухня: Расскажите о своем проекте WAPSTOK.RU – счетчике для мобильных сайтов. Что его отличает от аналогичных проектов?
KOTOK: Этот проект был давней моей мечтой. Реализовывали мы его конечно поздновато, но зная об этом, всё равно не остановились, и не зря: рейтинг динамично развивается. Отличие WAPSTOK.RU от аналогичных в том, что дизайн не скопирован с WAPLOG.NET, как у большинства рейтингов, удобная навигация, поддержка украинского языка (что немаловажно: доля Украины в Рувапе - почти четверь) и многое другое.
Мобильная кухня: Что бы вы могли пожелать или посоветовать молодым вап-мастерам? На чем стоит акцентироваться в самом начале проекта?
KOTOK: Наверное, все мои пожелания и советы уже отражены в недавно вышедшем фильме «Социальная сеть»
Мобильная кухня: И последние два вопроса – что за последние 5 лет стало самым положительным событием на нашем рынке, и, конечно же, что стало самым негативным, оказавшим самое негативное влияние на рынок и на тебя лично?
KOTOK: Начну с отрицательных моментов, которые касаются операторов, особенно «большой тройки». За последние годы, когда прибыль от СМС - трафика стала стремительно падать, они начали придумывать новые, на мой взгляд, не совсем честные инструменты для извлечения прибыли от абонентов. Приведу несколько примеров: начали принудительно навешивать платные услуги, которые только первый месяц предоставляются бесплатно, а потом начинает взиматься абонентская плата или вот платные входящие СМС. Можно долго вести дискуссию, но я уверен - разово извлечённая прибыль никогда не заменит негативное отношение абонентов.
К светлой стороне вопроса могу отнести то, что мобильный рынок развивается, и мы развиваемся вместе с ним. Что не может не радовать!
Мы благодарим за участие в нашем цикле владельца и идейного вдохновителя портала WAP.KOTOK.RU, желаем ему успеха в наступающем совсем скоро 2011 году, в готовящемся запуске новой версии портала, которая мы надеемся, будет также любима пользователями, как и старая добрая wml-версия!