Утром 9 ноября лидер рынка мобильной рекламы компания AdMob официально объявила о том, что подписано соглашение, по условиям которого Google приобретает AdMob за 750 млн. долларов. Всем интересующимся подробностями этого события советую прочесть новость в блоге отца-основателя компании Омара Хамои.
Что данная сделка значит для рынка, и значит ли она вообще что-то? Какие перспективы в связи с этим ждут другие баннерные сети, особенно, в нашей стране? И что замышляет транснациональная корпорация Google?
На все эти вопросы сейчас четкого и однозначного ответа, думаю, нет почти ни у кого в мире, ну, может быть, только у непосредственных участников сделки, но сколько-нибудь развернутых комментариев со стороны корпорации Google до сих пор не последовало.
Совершенно безошибочно сейчас можно утверждать только одно – мобильный интернет достиг критической точки развития, а Google, чей AdWords был признан ключевым изобретением интернета 2000-х годов, рассматривает этот канал как одно из важнейших стратегических направлений своего развития, и не завтра, а уже сегодня, иначе стоило ли инвестировать 750 млн. долларов в сегмент с неясной перспективой?
Вообще, если приглядеться, мы увидим, что за последние 3-4 года Google сделал ряд серьезных и весьма дорогостоящих шагов в сторону продвижения своих продуктов в сфере мобильных технологий, начиная с разработки Android и заканчивая той самой сделкой с AdMob.
Какова конечная цель? О цели не раз заявляли официальные лица корпорации – доставить рекламу в телефон каждого пользователя, причем как c помощью мобильных сайтов, которые он посещает и на которых будет размещена баннерная сеть Google-AdMob, так и cразу в поиске, которым заботливо снабжены все мобильные телефоны на платформе Android, на которой, сейчас создается все больше и больше телефонов от различных производителей LG, Motorola, HTC, Sony Ericsson.
Что это значит для нас, участников данного рынка? Это значит, что уже сегодня мы можем смело говорить о начале крупномасштабного роста рынка мобильной рекламы, ведь вместе с Google на рынок придет целая армия рекламодателей из AdWords, которые с удовольствием воспользуется новыми рекламными инструментами корпорации Google.
А вот и главный вопрос – значит ли это, что скоро рекламодатели ринутся в аналогичные рекламные сети всего мира и, главное, нашей страны? А может быть, и какую-то из российских сетей ждет сделка с Google с такими же внушительным ценником?
Несмотря на весь оптимизм, высказанный мною выше, я считаю, что ничего подобного в ближайшее время не произойдет, и причина более чем тривиальна. Во-первых, AdMob никогда не заявляла о каких-то невероятных финансовых показателях, лидерство этой компании базировалось, главным образом, на рекордном количестве показов и площадок, что, в общем-то, и привлекло Google. Все мы знаем, что одно только название Google, произнесенное в компании с потенциальным рекламодателем, действует волшебным образом, а именно, - является шифром к его рекламному бюджету.
Назовите мне мобильную баннерную сеть, название которой так же действует на рекламодателя?
Во-вторых, львиная доля рекламодателей Google - это малый и средний бизнес, для которых важны не только регионы размещения рекламы, но и её качество и эффективность. Скажите, что проще и понятнее для небольшой таксомоторной компании – подключить мобильный таргетинг в AdWords для своей рекламной кампании по запросу «заказ такси» и продолжить привлечение клиентов из поиска Google, не особенно задумываясь, мобильный это пользователь или нет, или прийти, например, в Adfonic или Buzzcity и создать там аналогичную кампанию? На мой взгляд, ответ очевиден, баннерные сети с четкой специализацией на данном этапе развития рынка мобильной рекламы не могут и не смогут стать его локомотивом по привлечению новых клиентов.
Что касается России, то здесь ситуация еще сложнее, настоящих полнофункциональных мобильных версий известных сайтов, на которых был бы сосредоточен значительный трафик как не было, так и нет, за исключением признанных лидеров – Яндекса и Мэйл.ру. Все крупные независимые мобильные порталы по-прежнему не вписываются в рамки законодательства РФ, но при этом, как я писал ранее, никто и не пытается помочь им в легализации, все делают вид, что таких порталов просто не существует. Поэтому на данный момент все существующие российские мобильные баннерные сети вряд ли могут похвастать значимыми показателями количества показов и площадок, в чем можно легко убедиться, посмотрев приведенную на их сайтах статистику, а это вряд ли прибавит им привлекательности в глазах потенциальных покупателей.
Может, какой-то крупный интернет-игрок сможет изменить ситуацию на рынке российской мобильной рекламы? Это вполне возможно, активность таких игроков, как Бегун, внушает оптимизм, но ждать скорого прорыва на данном участке вряд ли приходится, потому что развитие мобильного интернета в нашей стране во многом искусственно тормозится операторами и практически полным отсутствием профессиональных мобильных версий у веб-сайтов.
Развитие этого рынка неминуемо произойдет, но это будет длинный путь, в котором надо начинать с самых первых шагов . Первый шаг в мире сделал Google, а в России Бегун для начала пытается классифицировать мобильную рекламу, что кажется нам очень полезным и правильным. Обязательно постараемся присоединиться к этой акции и помочь ему в этом.
Метки: Admob, Google, Бегун, мобильная реклама, Мобильные банерные сети